Освой скорочтение самостоятельно

Первая стр. | Видео курс |

У вас есть план чтения?

Каждый раз когда я читаю нравоучительную статью, то первым делом хочу спросить а как автор следует своим советам. Поэтому я не буду рассказывать как и что нужно планировать чтение, я просто расскажу как сам поступаю, а вам, уважаемый читатель решать следовать ли моему примеру или нет.

На мой взгляд, план чтения должен состоять из следующих вещей:

  1. План собственно бумажного чтения (книг).

  2. План прослушивания аудиокниг.

  3. План выспрашивания у знакомых о прочитанных книгах.

  4. План оперативного чтения.

Начну с третьего пункта:

Нет лучшего способа понять суть человека, чем взглянуть на его книжные полки. Каждый раз, когда я бываю дома у своих знакомых, я подхожу к полкам и изучаю книги. Потом выбираю самый потрепанный на вид томик и расспрашиваю хозяина об этой книге. Таким образом можно не читая сложить впечатление. Если полки ломятся от прочитанных книг, то это характеризует человека как весьма активного человека, с которым ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно поддерживать контакт.

 

Из чего состоит мой план чтения бумажных книг.

Раньше я покупал много книг. Помню, долгое время ходил в букинистический магазин и приглядывался к много-томнику Достоевского и Дж. Лондона. Потом купил и всех их прочитал. Время прошло и  вот уже 8 лет я могу вспомнить, лишь 3-4 книги, которые я купил. Все больше и больше информации я получаю из Интерента.

Последняя купленная книга была Р. Дилтса "Фокусы языка". Почему купил? Во первых, этот автор - классик. Во вторых я предварительно прослушал аудиокнигу  и решил что книга достойна повторного чтения.

Последняя прочитанная бумажная книга Грегори Бейтсона "Разум и природа - неизбежное единство". Кстати, эту книгу я планирую перечитать. Философ рассказывает о случайном и закономерном, о подобии живого.

В мой план чтения из уже купленных книг входит "Основы общей психологии" Рубинштейна. Эту книгу я много раз начинал читать с разных мест.

Если бы я покупал книгу, то это была бы книга философского содержания или учебник. При выборе книги я бы спрашивал себя, хочу ли я делать отметки на полях книги. Если бы я обошелся без пометок, то бумажной книге я бы предпочел электронную книгу или аудиовариант.

Плана прочтения художественных произведений у меня нет. Потому что почти все планируемые художественные произведения я планирую не читать, а слушать. Последняя прочитанная бумажная книга современного автора была книга Пелевина "Ампир В". Не сказал бы что книга мне не понравилась, но я решил читать более ранних писателей.

Плана прочтения технической литературы у меня нет, потому что я предпочитаю предельно четко формулировать вопросы и задавать их посредством Интернета.

Составление плана прослушивания аудиокниг.

Обычно люди проводят в автомобиле или в общественном транспорте по 1-3 часа в день - они на мой взгляд, бездарно транжирят время. Я каждую свою поездку слушаю аудиокнигу. В автомобиле стоит аудиокнига, а плюс к ней у меня наготове плеер - это для того, что если мои попутчики не согласятся с моим выбором, то я всегда могу надеть наушники.

Мои друзья заметят, что я слушаю аудиокниги даже во время многодневных туристических походов.

Народ, если вы не слушаете аудиокниги, то обедняете себя!!! Лем, Достоевский, Пушкин, Чехов, Горький, Ремарк, Тургеньев, Грибоедов.... и много других - всех их можно прослушать не тратя на чтение времени. А есть еще целый набор ораторов МЛМ-щиков, лекторов ВУЗов. Это просто невообразимая мегатонна информации, которую можно поглотить вместо тупого рассматривая прохожих из окна автобуса!

Нежелание использовать аудиоплеер говорит о лености сознания и отсутствии желания читать - да да именно нежелание читать. Как осваивать скорочтение, если вы не цените впустую уходящее время?

Какой у меня план прослушивания?

  • Классики! ВСЕ КЛАССИКИ!

  • Лекции преподавателей вузов. Психология, философия, лингвистика ......

 

План оперативного чтения

Интернет предоставляет громадные возможности по кооперации с другими людьми и сокращению времени на получение новой информации.

Я почти каждый день читаю местный форум, финансово-политические новости, профессионально-ориентированные форумы.

Например, я живу в районном центре Горячий Ключ (30-60 -60 тыс жителей) и являюсь владельцем местного интернет сообщества. Еще я участник сообществ по SEO и Flash game development. По жизни я интернетчик и разработчик онлайн игр и тренингов. Например, сейчас я читаю блог игроделов, с целью сформулировать свои цели по созданию и продвижению своих игр.

Выводы

Быстрое чтение 20 летней давности существенно отличается от нынешнего скорочтения. Новые технологии позволяют существенно экономить время при получении информации. Игнорирование феномена Интернета в методиках скорочтения непозволительно. Непозволительно упускать из виду альтернативные способы получения информации, как то электронные письма автором методик, участие в блогах авторов, участие в интернет сообществах, прослушивание аудиокниг.

 

 

 

Ошибки типизации при получении и презентации информации

Уважаемые читатели, объясните мне, почему все желающие обучиться скорочтению не задают себе  главных вопросов? Прочитайте форум для обучающихся скорочтению  – там все вопросы крутятся вокруг вспомогательных задач: как расширить угол зрения, как научиться читать молча, как правильно созерцать зеленую точку.  Почему никто не задается,  по сути,  главным вопросом  –  что читать, как читать и с какой скоростью?

Читать и всё запоминать вовсе необязательно;  в конце концов, наш мозг – не серверный центр Google.

Прежде всего,  должна быть поставлена  ясная цель, после чего – выбирайте средства  для её реализации.

Например,  на свидании  при луне довольно легко можно сразить девушку декламированием  стихов о любви. У дамы  создаётся впечатление о человеке большой  эрудиции,  хотя  на самом деле он выучил лишь несколько стихов  из томика поэм о любви.

Расшифрую: есть цель – произвести  впечатление на противоположный пол, для чего  выбраны  вспомогательные средства - 10 стихов и 2 романса.

На мой взгляд, скорочтение в его классическом виде применяется очень редко. Чаще применяется курс Больше, чем скорочтение.

 

Иногда презентация знания важнее знаний

Приведу пример. На первом курсе ВУЗа, в котором я учился, был один предмет, который я точно не смог бы сдать по причине слабой памяти на даты и патологическом неприятии предмета. Предмет тот назывался "История КПСС". Тем не менее, в моей зачетке за экзамен  стояла  пятерка и эта оценка была поставлена автоматом (без экзамена).

Как я вышел из затруднительной ситуации?

  1. Осознал проблему.
  2. Подумал о вариантах решения проблемы.
  3. Решил проявлять активность на каждом семинаре и создать благоприятное впечатление у преподавателя задолго до того, как я встречусь с ней на экзамене.

Как поступали другие?

Долго откладывали проблему, а потом пытались решить её за одну ночь и, конечно, не без шаманских технологий, типа скорочтения.

Люди неверно определили тип проблемы  и, как следствие, некоторые из студентов не смогли закончить и первого семестра первого курса. Учитель истории справедливо рассудил, что тех, кто не пользуется мозгами, не стоит  пропускать дальше.

Только что я привел пример, когда требуемый результат можно получить презентацией знаний, а не их демонстрацией.

Употреблять скорочтение в данном случае бесполезно, поскольку результат лежит в области психологии.

 

Иногда следует запомнить весь текст в точности

Иногда нужно запомнить в точности то, что написано в учебнике. Например, правила дорожного движения (ПДД) нельзя читать в режиме скорочтения. Каждый пункт правил нужно внимательно читать, осмысливать и запоминать. Правила ПДД нужно читать в режиме антискорочтения, то есть глубоко размышляя над каждой фразой.

Читать по диагонали ПДД просто противопоказано. Я думаю, что их нужно читать 10, а может быть, и 100 раз, постоянно представляя, как работает каждый из пунктов. Возможно, таким же образом верующие читают религиозные тексты, каждый раз в одних и тех же словах находя новые и новые откровения.

 

Иногда нужен конкретный ответ на вопрос

Иногда достаточно  знать способ применения знаний, где не обязательно разбираться в сути вопроса. Например, когда мне нужно вспомнить синтаксис какой-либо команды языка программирования,  я обращаюсь к Google и ищу примеры, где нужная команда встречается. Далее я использую шаблон, не запоминая контекста. После того. как информация найдена и использована, она выветривается из головы через 5 секунд после того, как была применена.

Я не запоминаю ни автора текста, ни сайта, где был найден рецепт, не придумываю никаких вопросов. Если пример не подходит, то просто ищу другой.

Мы купаемся в море информации. Этой информации так много, что возникающий в Вашей голове вопрос уже кто-то задавал, а еще несколько человек  разжевали и положили на блюдечко с голубой каемочкой.

Например, моей дочке-школьнице поручили нарисовать картину на тему "Божий мир". Мы с ней обратились к google images и поинтересовались, что у других людей ассоциируется с данной темой. Поисковик подсказал: церкви, голуби, лик святого, природа. В результате моя дочка перерисовала акварелью одну из моих фотографий "Иверской часовни", другие дети подошли не совсем творчески – нарисовали традиционный лужок, озеро, тучки, деревья.

Понимаете? Оказалось, что не нужно ничего придумывать. Всё уже есть, - остаётся  лишь скомпилировать данные и подогнать под ответ.

Принцип здесь один:  работает? ну и славно!

 

Иногда чтение не помогает, - нужна практическая смётка

Представим, что Вы хотите обучиться строительству дома по книгам. Получится ли у Вас? Теорию Вы, конечно, выучите. Может быть, запомните, в какой пропорции нужно разводить цемент с песком, но строить дом не научитесь.

Например, я – программист, и недавно переехал в частный дом. Иногда мне что-то нужно подремонтировать, а у меня нет никакого опыта.  Что делать? Ведь даже приглашая наёмных строителей, нужно примерно представлять, как и что они будут делать. Я решил, что для того, чтобы приобрести строительное чутье, поработать подмастерьем у строителей-профессионалов. Во-первых, строительство – это замена физических упражнений, в которых я испытываю недостаток, а во-вторых, работая на объекте, пусть даже чернорабочим, я начинаю понимать, что и как следует делать.

Очень часто чтение книг заменяет общение с профессионалом. Скорочтение, в его практическом смысле,  в данном случае бесполезно, здесь более важна психология общения и четкая постановка цели.

 

Иногда более важен стиль произведения, чем скорость, с которой читается произведение

Поэму «Евгений Онегин», например, противопоказано читать в режиме скорочтения. Не смакуя слова, которые использовал поэт, изображая события, образы и чувства героев,  просто невозможно понять содержание произведения.

 

Так в каких же случаях нужно применять скорочтение в его классическом варианте?

Под классическим скорочтением я имею в виду чтение по диагонали; читать абсолютно молча, использовать дифференциальный или интегральный алгоритм… Даже при чтении одного текста я постоянно меняю скорость:  от просмотрового чтения до внимательного «бубнящего»...

Если это техническая литература, то я действую согласно следующему алгоритму:

  1. Поставить задачу.
  2. Определить ключевые слова, по которым я могу найти искомую информацию.
  3. Найти куски текста, где может находиться нужная информация.
  4. Просканировать текст в поисках ключевых слов (просмотреть текст зигзагом).
  5. Как только нужные ключевые слова найдены, то снизить скорость чтения почти до обычного чтения вслух.

Примечание по пункту 4. Если Вы не научились читать по диагонали или зигзагом, то подойдет трехкратный просмотр текста. Таким методом чтения обладает почти каждый из нас!

Об этом и других методах, позволяющих существенно увеличить скорость чтения,  говорится в курсе Больше чем скорочтение. На мой взгляд, каждый человек обладает навыком скорочтения. Нужно лишь осознать тот факт, что мы читаем по-другому, нежели привыкли считать.

 

Автор Сергей Михайлов