Освой скорочтение самостоятельно

Первая стр. | Видео курс |

Методики подавления артикуляции во время чтения

Для полного подавления артикуляции предлагается использовать метод центральных речевых помех, разработанный И. Жинкиным, суть которого заключается в одновременном выстукивании рукой специального ритма. Речь человека находится на кончиках пальцев, поэтому если занять пальцы, то будет автоматически блокироваться речевой центр. Центры мозга, отвечающие за движение рук и за произнесение слов, находятся рядом, поэтому, если занять работой центр мозга, отвечающий за движение, то одновременно будет частично блокироваться речевой центр.

Существуют три метода борьбы с внутренним проговариванием, которые используют принцип блокировки центра произнесения речи при чтении:

  1. Говорить одни слова и одновременно читать другие слова, но это почти никому не удается, если произносимый и читаемый тексты разные. Осваивать этот метод лучше всего так. При чтении текста глаза опережают губы и прощупывают те слова, которые еще только предстоит произнести вслух. Постепенно скорость просматривания возрастает, а губы отстают все больше и больше, а затем полностью умолкают. Этот метод можно назвать методом «разгона самолета»: самолет (глаза) и человек (губы) начинают старт одновременно; постепенно самолет выходит вперед, а затем и вообще покидает землю.
  2. Делать сложные движения пальцами: за пальцы отвечает значительная доля мозгового центра движения. Движения не должны быть автоматическими, произвольными или легко (стандартно) выполнимыми. Нужно выполнять такое движение, которое заставит мозг постоянно контролировать правильность его исполнения. Например, отведите вытянутую левую руку назад и попытайтесь под каждый удар правой рукой выпрямлять по одному пальцу.
  3. Читать под особо подобранный такт. Такт подобран таким образом, что он не может быть, совместим с речью. Важно, чтобы сам читающий выбивал его. Первые минуты очень сложно читать с одновременным выстукиванием такта, но постепенно чтение убыстряется, а внутренний голос затухает. Через 1-3 часа может получиться так, что читатель не сумеет вспомнить все прочитанное. Это проходит через несколько часов непрерывного чтения.

Для полного избавления от артикуляции требуется около 20-ти часов чтения с одновременным простукиванием. В качестве такта можно использовать следующую последовательность: 

  1. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.2 сек,
  2. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.2 сек,
  3. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.4 сек,
  4. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.4 сек,
  5. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.8 сек,
  6. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.8 сек,
  7. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.8 сек,
  8. Удар ладонью с участием предплечья, ожидание 0.8 сек,

 

Как избавиться от проговаривания

1.Американскими учеными проводился следующий эксперимент: испытуемым давали читать текст и просили при чтении произносить фразы не имеющие отношения к тексту. Сначала, испытуемые не могли нормально воспринимать текст, однако, в результате тренировок способность воспринимать текст вернулась.

2.Оказалось, что если у полиглотов или людей, владеющих несколькими языками повреждены речевые центры, то восстановление речи после полученных травм обычно проходит следующие четыре стадии: понимание речи основного языка, затем способности им пользоваться. Потом в такой же последовательности восстанавливается чужой язык.

3.При помощи специальной аппаратуры были проведены эксперименты по анализу интенсивности внутреннего проговаривания во время чтения. Исследования показали следующие факты:

  • При чтении текстов на родном языке мускульное напряжение языка и губ было минимально.
  • При чтении иностранных слов, в тексте из русского языка интенсивность проговаривания резко возрастала.
  • Механическая фиксация губ, языка является неэффективным методом и позволяет затормозить только периферическую часть речедвигательного анализатора. Э
  • Графическая символику знакомых слов человек может воспринимать наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами и образами.

4.У детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Если в 6-7 месячном возрасте с ребенком проводить специальные упражнения, то он значительно раньше начинает выговаривать сложные слова.

5.Было замечено, что при поражении зоны Брока, отвечающей за представления моторных образов слов страдает не только самостоятельная (спонтанная) речь, но нарушаются и другие двигательные реакции, в первую очередь те, с помощью которых мы передаем друг другу информацию. Нарушается жестикуляция, особенно сопровождающая нашу речь. Испытуемый не способен с помощью знаков передать своему партнеру даже самую несложную инструкцию. Сам без подсказки он не сможет вспомнить, каким жестом можно поманить к себе партнера, как попрощаться с ним, бывшие военнослужащие не в состоянии воспроизвести жест воинского приветствия. Мало того, испытуемый и сам не понимает адресованных ему жестов, не отличит приветственного жеста от жеста угрозы.

Примечание:

Тренируйтесь развивать воображение, например, головоломками - друдлами, чтобы найти новые законы.

Автор Сергей Михайлов